Младшие школьники…
Существует много причин возникновения пожара, но часто именно неосторожность и детская шалость служат поводом для огня. Когда младший школьник остается один, особенно проявляется его стремление к самостоятельности. Детям хочется, как можно скорее, все узнать и испытать. Нельзя быть уверенным, что, оставшись без присмотра, он не решит поиграть с опасными приборами. Поэтому, необходимо учить детей правилам пользования бытовыми электроприборами и газовой плитой.
Дети в своих разнообразных играх часто повторяют поступки и действия взрослых, имитируя их поведение. Не оставляйте спички и зажигалки в доступном для ребенка месте. Расскажите об опасности легковоспламеняющихся жидкостей. Важно, чтобы ребенок осознал, что спички — это не игрушка, а огонь — не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре, как о тяжелом бедствии.
Научите ребенка правилам поведения в случае возникновения пожара. Дети должны знать свой адрес и телефон пожарной охраны. Объясните, что при пожаре не нужно стараться что-то вынести из дома и не нужно спасать вещи. Дети должны сконцентрироваться только на одной задаче — выйти невредимыми из дома.
Необходимо помнить, что опаснее огня может быть только дым. Он имеет свойство подниматься вверх. Чтобы не задохнуться при пожаре, следует дышать через мокрую ткань и ползти к выходу, не поднимаясь на ноги.
Родителям нужно постараться не напугать ребёнка, а вызвать у него желание быть внимательным и осторожным.
Ребенок должен знать, что делать, если он видит пламя:
Не притрагиваться к огню, а звать на помощь взрослых!
Если взрослых нет дома, выйти из квартиры и обратиться за помощью к соседям!
Не искать укрытия в горящей квартире!
Не спускаться на лифте, а бежать вниз по лестнице!
Если квартира заперта, не поддаваться панике, а звонить 01 или 112 и звать на помощь соседей!
Подростки…
Это самый опасный возраст в плане пожарной безопасности оттого, что здесь практически не происходит пожаров по незнанию или из-за активного познания мира, как у младших школьников. Подростки вполне понимают границу между реальной деятельностью и игровой. Современные подростки вооружены теоретическим опытом кинематографа, и последствия пожара представляют себе вполне отчетливо.
Для детей подросткового возраста характерно стремление сделать что-нибудь из «запретного списка» так, чтобы «не поймали». Не редки случаи, когда шалость переходит в хулиганство. Ради развлечения ребята пускают с крыш домов и балконов горящие «самолетики», поджигают кнопок в лифте и почтовые ящики, обшивки дверей квартир, бросают в подъезды домов зажженные дымовые шашки. Для подростка очень важно одобрение сверстников. Многое подростки делают «на спор», чтобы показаться перед друзьями храбрыми и решительными.
Следовательно, пожарная профилактика в данном возрасте — это, прежде всего, формирование разумного отношения к действительности. Если ребенок занят позитивной социально-значимой деятельностью, ему не до баловства и не до ложной отваги. Существует возможность безопасно реализовать свое стремление к «настоящему делу», к риску, к необычным приключениям под руководством опытных педагогов, участвуя в движении «Дружины юных пожарных», которая функционирует в школе в системе дополнительного образования.
Дети подросткового возраста — романтики. Они еще немножко верят (или хотят верить) в сказку. Именно в этом возрасте предыдущие поколения читали романы Ф. Купера, А. Дюма и Ж. Верна. К сожалению, сейчас их заменили компьютерные игры. Избежать этого не удастся, поэтому просто направьте игру в разумное русло.
Подростки должны:
уметь пользоваться огнетушителем;
знать правила действия при пожаре на лестничной клетке (уплотнить дверь влажной тканью, вызвать пожарных);
знать правила действия при пожаре в квартире (взять документы при возможности; выйти из квартиры, не запирая дверь; вызвать пожарных; предупредить соседей);
уметь оказать помощь при ожоге (охладить водой, наложить стерильную повязку и направить к врачу).
Старшеклассники…
Это практически взрослые люди. Им доступны любые источники информации, у них сформированы мыслительные операции анализа и синтеза. Для данного возраста актуальны компьютерные интерактивные формы обучения пожарной безопасности, носящие характер напоминания, обобщения, а также игры-квесты.
Объем знаний учащегося старшей школы по пожарной безопасности должен быть такой же, как у взрослого населения.
Уважаемые родители! Следуйте урокам пожарной безопасности и обучайте детей быть внимательными и осторожными. Не забывайте: гораздо легче предотвратить пожар, чем его потушить. Простые меры предосторожности помогут вам обезопасить себя и своих детей.
Кырчикова М.Э., заместитель директора по УВР
Источники: